^ НАВЕРХ ^
Твое лишь то, чем ты можешь поделиться.
Владимир Тарасов

Опыт Веры Блашенковой

Уважаемый Владимир Константинович, здравствуйте!
Социальные технологии и управленческие приемы, о которых идет речь на Ваших семинарах, в книгах и в статьях – тонкие, едва уловимые вещи. Сложно даже слово подобрать – это ценностные мыследействия. Тем более, сложно описать опыт использования приемов и технологий. Укажу несколько барьеров-препятствий, которые мешают описать опыт применения приемов лично мне.
1. У опыта есть лицо. Точнее, фамилия, имя и отчество. Прекрасно, когда за опытом стоят находки, открытия, положительные примеры, образцы. Но ведь опыт – это еще ошибки, «глюки», промахи, недоработки, упущения. Пожалуй, это наиболее ценный опыт. Но он затрагивает личность, причем не только человека, описавшего опыт, но и других людей. Есть опасения, стоит ли свои ошибки делать достоянием общественности, показывать коллегам, партнерам, подчиненным свои минусы, слабые стороны?
2. Когда мы описываем какую-либо ситуацию, возникает соблазн припомнить случай из жизни, а затем «подвести» под него теорию. Тогда все раскладывается по полочкам. Хотя на самом деле, человек мог действовать интуитивно, случайно, неосознанно. Возможно такой подход и нужен для осмысления и осознания, но насколько он может быть полезен другим?
3. Под опытом мы все понимаем разные вещи. Кто-то приведет в качестве примера ситуацию, эпизод. Кто-то опишет выводы и уроки. Для кого-то опыт – новые знания, переоценка ценностей. Кто-то под опытом подразумевает формирование навыка, умения. Что именно интересно, есть ли какие-то критерии для описания опыта? Ведь есть же технологии сохранения традиций, обычаев, есть технологии обучения, т.е. передачи знаний. Подскажите, пожалуйста, по какой технологии лично Вы посоветовали бы нам описывать опыт?
Заранее благодарю,
Блашенкова Вера

Комментарий Владимира Тарасова
Добрый день, Вера!
Вы, если судить по Вашим сомнениям, производите впечатление человека крайне осторожного!
Как если бы я предложил Вам нарезать сыр для бутербродов, а Вы бы не решились это делать, поскольку
  • можно самой порезаться,
  • или нарезать сыр не очень красиво,
  • или слишком толсто,
  • или слишком тонко,
  • если кто-то будет стоять рядом, то можно нечаянно уронить нож ему на ногу…
Словом, нарезать сыр - это дело очень и очень непростое! :)
Теперь конкретно - по поводу Ваших барьеров.
1. Далеко не новым приемом является несущественная для пользы опыта замена имен героев, места действия и других второстепенных обстоятельств, обеспечивающая сохранение необходимой конфиденциальности. Кроме того, бывают собственные ошибки и промашки, которые совершенно не снижают авторитет героя, а иногда даже повышают его. Всё зависит от того, как именно он сам к ним относится и какие уроки извлекает. Например, когда я прочитал рассказы Алексея Столчнева на нашем сайте, где он рассказал о своих промахах, его авторитет в моих глазах отнюдь не снизился, а напротив – вырос!
2. Вы правы в том, что чаще легче «задним числом» подвести теорию под уже состоявшийся опыт, чем строить выход из ситуации и получать опыт, принимая решения «исходя из теории». Это вполне естественно! Ведь в режиме реального времени человек нередко действует «на автомате», и ему «не до теории!». Однако именно благодаря последующему разбору своих удач и неудач с привлечением теории, в дальнейшем человек «на автомате» действует все более и более успешно. А если он не анализирует свой опыт, то часто действует по наезженной колее, наступая на прежние грабли.
3. Любое описание опыта ценно, если оно поможет читателю повысить эффективность своего поведения. Как говорят, «в литературе хорош любой жанр, кроме скучного», так и про описание опыта можно сказать, что «любое описание опыта хорошо, кроме бесполезного»! И мелкий, и крупный опыт могут быть полезны человеку, когда, например, случается ситуация, когда «дорога ложка к обеду!»
Иногда скромность человека в оценке возможностей по описанию собственного социально-технологического или жизненного опыта наводит на мысль, что ему просто кажется разумнее и выгоднее пользоваться чужим опытом, чем делиться своим. Нередко и детей учат нехитрой жизненной хитрости: «держи рот закрытым, а уши открытыми».
Для кого-то мир делится на хитрецов и простаков, а для кого-то – на эгоистов и людей дружелюбных.
Хочу, Вера, Вас искренне поблагодарить за то, что своими «сомнениями» Вы побудили меня попытаться помочь многим сомневающимся «взяться за перо»! Посмотрим, что из этого получится!
С уважением,
Владимир Тарасов